Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия

В Общественной палате обсудили поправки к законопроекту об инструкторах-проводниках

31.05.2016

Гид-проводник

В Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Документ был разработан Минкультуры РФ и у профессионального сообщества есть ряд серьезных замечаний в части требований к инструкторам-проводникам.

Член Общественной палаты Елена Сутормина высказала мнение, что введение аттестации с января 2017 года преждевременно и может нанести ущерб развитию активного туризма в стране: «Прежде чем вносить поправки в отдельные законодательные акты, необходимо включить эту должность в квалификационный справочник Минтруда, разработать для нее профстандарт». По ее мнению, целесообразно включить в статью 4.3 законопроекта фразу о том, что аттестация инструкторов-проводников проводится по видам туризма и категориям сложности маршрута. Необходимо также проработать формулировки, к примеру, касательно термина «маршрут, представляющий повышенную опасность», так как повышенный риск – понятие субъективное.  Аттестация, выданная органом власти субъекта РФ в сфере туризма, должна позволять инструкторам-проводникам осуществлять деятельность не только на территории соответствующего региона, как предложено в законопроекте. Ведь основная задача такого специалиста сводится к обеспечению безопасности туристов на маршруте. Елена Сутормина считает, что норма по территориальному признаку представляется необоснованной и даже препятствующей развитию туризма в России.  Преждевременным будет и введение ответственность за незаконное осуществление деятельности инструкторов-проводников до внесения этой профессии в список Минтруда.

Крайне важно разграничить понятия «активный туризм» и «спортивный туризм. Иначе существует риск привлечения к ответственности лиц, организующих спортивные походы по правилам Федерации спортивного туризма России.Сейчас в стране две системы организации походов – через коммерческие турфирмы и по линии Федерации спортивного туризма. При этом турфирме надо иметь финансовое обеспечение, а в спортивном туризме этого не требуется. Если не разграничить спортивный и активный туризм, туркомпании смогут объявить свои походы спортивными и отказаться от финансового обеспечения. По мнению руководителя Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергея Минделевича необходимо прописать понятия «активный» и «спортивный» туризм именно в законе, а не в подзаконных актах (как предлагает Минкультуры). Также он уверен, что нельзя запрещать иностранным гражданам осуществлять деятельность инструкторов-проводников на территории России, так как в стране не хватает таких специалистов. Однако речь, разумеется, может идти только о квалифицированных кадрах.
Аргументы Минкультуры по поводу введения аттестации по региональному признаку Сергей Минделевич считает несостоятельными. С ним согласен вице-президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения Игорь Дроков. По оценкам министерства, уровень сложности турмаршрутов повышенной опасности в субъектах РФ значительно различается и зависит от географической и метеорологической специфики каждого региона. «Но ведь мы предлагаем аттестацию не только по видам туризма, но и по сложности, разделив маршруты по шести категориям от простейших до суперсложных», – уточнил г-н Минделевич. Он также добавил важное уточнение по формулировке деятельности инструкторов-проводников. Сейчас в законопроекте указано, что это специалист, который сопровождает туристов и обеспечивает их безопасность при прохождении турмаршрутов. «На мой взгляд, определение неполное, обязательно надо добавить, что речь идет о маршрутах с активным способом передвижения. Потому что у нас немало туров с переездами на поезде, автобусе, теплоходе и т.д. В этих случаях с туристами едет сопровождающий группы. И если мы не дополним определение, то все требования к проводникам, ведущим туристов в горы, в пещеры, по рекам, будут распространяться и на сопровождающих групп, которые просто везут документы и решают текущие вопросы. А Роспотребнадзор начнет штрафовать турфирмы за работу неаттестованных инструкторов-проводников», – пояснил Сергей Минделевич.

Еще одно существенное замечание касается сроков вступления федерального закона в силу. Очевидно, что 180 дней после его официального опубликования недостаточно, чтобы подготовить профессиональные стандарты и провести аттестацию.

Исполнительный директор Федерации альпинизма России Роман Брык обратил внимание, что альпинизм и туризм – совершенно разные вещи. «Несколько лет назад мы создали Ассоциацию горных гидов России. Готовим специалистов по двух видам деятельности – лыжное и альпинистское направления. Наши гиды сопровождают тургруппы, а не обучают и не готовят людей к спортивным маршрутам», – рассказал он. В течение последних лет ассоциация ведет работу по подготовке профстандарта горного гида. Документ пока обсуждается в рамках узкого сообщества профессионалов. Затем в Минтруда будет направлен запрос на внесение горного гида в реестр профессий. Г-н Брык также уверен, что только общими усилиями можно подготовить адекватные поправки в законопроект. Поэтому к обсуждению и выработке профстандартов и правил аттестации инструкторов-проводников необходимо привлечь российские Федерации спортивного туризма и альпинизма.

Первый вице-президент Федерации спортивного туризма Алексей Ярошевский предложил разделить коммерческий и самодеятельный туризм. «Последних туристов больше: летом тысячи людей самостоятельно идут в горы, сплавляются по рекам и т.д. Им никакой инструктор-проводник не нужен. Мы же говорим только о профессионалах, которые за плату водят людей по отдельным маршрутам», – подчеркнул он.

Напоследок Сергей Минделевич предложил взять за образец водительские права, в которых четко прописано, за рулем какого транспортного средства имеет право находиться водитель: легкового, грузового, автобуса, мотоцикла и т.д. «Надо также четко прописать, на каких маршрутам может работать инструктор-проводник. Например, водить водные, горные или спелеогруппы и по маршруту определенной категории сложности!

Наталья Панферова, RATA-news

(Посещений: 60 , сегодня: 1 )

Добавить комментарий

Для просмотра сайта обновите браузер.