Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия

Туризм сегодня

14.12.2017

Сегодня туризм – неотъемлемая составляющая имиджа Карелии.
Республика традиционно удерживает лидирующие позиции среди российских регионов по туристской привлекательности.В 2017 году регион занял второе место в номинации премии National Geographic Traveler Awards 2017 «Российский приключенческий отдых».
По оценкам экспертного жюри Всероссийской туристской премии «Маршрут года 2017» Карелия заняла два первых места в номинациях «Лучший этнографический маршрут» и «Лучший спортивный маршрут» и удостоена ГРАН-ПРИ в номинации «Лучший маршрут, посвящённый году экологии» за подземный маршрут в Горном парке «Рускеала».
В направлении развития международных маршрутов в частности – привлечения в республику туристов из Китайской народной Республики регион стал лауреатом премии «Красный маршрут» в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут 2017 года в рамках направления Красного туризма».
Активно развивается продвижение туристского потенциала Республики Карелия с использованием современных информационных технологий.
Основным Интернет-ресурсом республики в области туризма является портал государственного бюджетного учреждения «Информационный туристский центр Республики Карелия» (далее – ГБУ «ИТЦ РК») – http//:visitkarelia.travel. Качество, полнота и актуальность информации сайта по достоинству оценена пользователями. В 2017 году «Карелия. Туристский портал» стал лауреатом международного открытого конкурса «Лучший туристский портал 2017» в номинации «Лучший туристско-информационный портал».
Главным итогом 2016 года в сфере туризма Республики Карелия стало закрепление тенденции ежегодного роста основных показателей, характеризующих развитие туристской отрасли.
В 2016 году количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Карелия, составило 285 000 человек, а туристов и экскурсантов – 760 тыс. человек.
Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма Республики Карелия возрос на 10,3% к уровню предыдущего года, составив 860,0 млн.руб.
Объем туристско-рекреационных и гостиничных услуг в 2016 году составил 1300,0 млн. руб., что на 8,3% больше, чем в 2015 году.
По результатам реализации программных мероприятий в 2017 году ожидается прирост основных показателей, характеризующих развитие туризма в Республике Карелия, от 6-8 (в натуральном) до 12 (в стоимостном выражении) процентов.

По оценочным данным в течение высокого туристского сезона 2017 года Республику Карелия посетило около 220 тысяч туристов (без учета экскурсантов).
Предварительная экспертная оценка загрузки коллективных средств размещения по итогам высокого туристского сезона показывает динамику численности размещенных лиц как положительную (1,7% роста к уровню 2016 года).
В целом по итогам 2017 года ожидается, что в Республике Карелия побывает до 800 тысяч организованных туристов и экскурсантов.
Правительством Республики Карелия поставлена стратегическая цель перед туристской отраслью –увеличить вклад в валовой региональный продукт, стать одной из трёх составляющих экономической базы региона. Государственное регулирование развития туризма в Республике Карелия осуществляется на основе программно-целевого подхода путем реализации мероприятий государственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия» на 2016—2020 годы.
В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского.
К наиболее посещаемым объектам в 2017 году относятся:

  • Горный парк «Рускеала»,
  • Музей-заповедник «Кижи»,
  • остров Валаам,
  • Заповедник «Кивач»,
  • Первый российский курорт «Марциальные воды»,
  • города Кемь и г. Беломорск – как пункты отправления туристов на Соловецкие острова,
  • «Гора Филина»,
  • Палеовулкан Гирвас: 12 тыс. посетителей.
  • Деревня Кинерма.

В Единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 71 туроператоре, зарегистрированном на территории Республики Карелия.Большинство из них зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в Петрозаводске.

Важным направлением работы является развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры в Карелии.
К услугам туристов в регионе уже есть качественные средства размещения. В последние годы в Карелии получила развитие инфраструктура комфортабельного загородного размещения, и вместе с ней появились предложения на рынке туристских услуг по различным видам современного активного отдыха.
На территории республики находится более 12 тысяч мест комфортного размещения, способных обеспечить более 1 миллиона ночёвок в год. Четырем коллективным средствам размещения республики была присвоена категория.

По данным о количестве средств размещения на начало 2017 года в муниципальных районах и городских округах Республики Карелия Министерством составлен список обеспечения объектами гостиничной инфраструктуры территорий. Так, мы видим, что наибольшее количество объектов размещения расположены на территориях:
1. Петрозаводского городского округа
2. Сортавальского муниципального района
3. Кондопожскогомуниципального района
4. Пряжинского муниципального района
5. Прионежского муниципального района
Далее в спискепредставлены районы:
6. Медвежьегорский
7. Олонецкий
8. Костомукшский городской округ
9. Лахденпохский район
10. Беломорский
11. Питкярантский
12. Лоухский
13. Кемский
14. Сегежский
15. Суоярвский
16. Калевальский
17. Пудожский
18. Муезерский
Значительная часть посещающих регион туристов приезжают на автомобильном транспорте, что обусловлено соседством с Санкт-Петербургом и приграничным положением по отношению к Финляндии. Исходя из сложившейся и перспективной линии развития автотуризма на территории Республики Карелия прорабатываются вопросы по созданию развитойпридорожной инфраструктуры – кемпингов различной степени комфортности на основных транспортных магистралях и в туристских центрах Карелии.
По данному вопросу будет представлен отдельный доклад в рамках сегодняшнего совещания.
Одним из факторов устойчивого развития туризма, создания туристской инфраструктуры в Карелии сегодня является внедрение кластерного подхода.
Впервые в практике кластерного строительства России в Карелии выбрана сетевая структура создания туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия» на территориях 5 южных муниципальных районов Республики Карелия. Фактически создание кластера формируетновую туристскую дестинацию общероссийского и международного значения, генерирующую разнообразные аттрактивные туристские продукты.
Результатом проводимой работы является о, что Приладожье сегодня – один из первых по значению туристских центров Республики Карелия.
Туристская индустрия районов является одним из наиболее быстро растущих секторов экономики. Гостиничные и туристские предприятия района активно участвуют в мероприятиях по информационно-рекламному продвижению туристских продуктов, организуемых на республиканском уровне. Увеличилась инвестиционная привлекательность указанной территории.
На сегодняшний день есть новые проекты по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры. К ним относятся:
– создание туристского объекта на горе Паасо;
– развитие единого туристского маршрута 22 водопадов Карельского Приладожья,
– строительство кемпингов в районе Горного парка Рускеала (водопад Ахинкоски), водопадов Юканкоски (Белые мосты), Пёюханкоски, Койринойя 1и Койриноя 2.
В планах Министерства есть создание автокемпингов на территории Олонецкого района в районе Семиозерья и на территории Заонежского полуострова. Подробная информация будет представлена позже в докладе«Развитие автотуристского кластера в Республике Карелия».
Наличие заинтересованных инвесторов и готовых проектов позволяется рассматривать территорию для дальнейшего кластерного строительства в рамках новой федеральной целевой программы по развитию туризма в Российской Федерации на 2019—2025 года.
В планах дальнейшей работы по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, реконструкции и обустройству уникальных объектов туристского показа внимание уделяется территории северных районам Карелии, на сегодняшний день имеющих более низкие показатели развития туристской отрасли.
Большой потенциал (в том числе – для развития туристской инфраструктуры территории, обеспечивающей основной поток на острова Соловецкого архипелага) по-прежнему представляет создание и развитие автотуристского кластера «Беломорские петроглифы», бюджетное софинансирование которого исключено из действующей федеральной целевой
программы.
Инвесторами кластера продолжается работа по созданию запланированных объектов туристской инфраструктуры.
Восстановление проекта создания автотуристского кластера «Беломорские петроглифы», исключенного при секвестировании действующей программы, актуально в рамках федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации начиная с 2019 года.
Взаимосвязанность комплексов всех северных районов, имеющих различную туристско-рекреационную специализацию, планируется осуществить путем создания двух подкластеров, автотуристских кластеров на маршрутах Кемь – Беломорск (АТК «Беломорские петроглифы») и Кемь – Калевала – Костомукша (АТК «Земля Калевалы»).

В целях популяризации проводимой работы по развитию туризма, привлечению внимания к туристскому потенциалу региона большое внимание уделяетсяпродвижению туристских возможностей и туристских брендов республики на внутреннем и международном туристских рынках.
Одним из направлений работы является проведение информационных туров для федеральных СМИ и крупнейших туроператоров России.
В 2016 году было проведено более 20 инфо-туров для профессионалов сферы туризма, что обусловлено большим интересом к туристским продуктам Карелии.
На текущий момент 2017 года Министерством совместно с туроператорами региона проведено 15 туров. Две из программ были поддержаны Федеральным агентством по туризму.

Участие представителей СМИ и социальных медиа в подобных мероприятиях позволяет рассказать о широких возможностях отдыха в нашем регионе и помогает развитию  внутреннего и въездного туризма.
Туроператоры Республики Карелия традиционно представлены на международных туристских выставках «MATKA» (г. Хельсинки),
«MITT/Путешествия и туризм», «Интурмаркет», «Отдых/Leisure» (г. Москва),
«INWEТEХ-CIS TRAVEL MARKET» (г. Санкт-Петербург).
Министерством издан Календарь туристских событий, активное участие в создании которого приняли администрации муниципальных образований и
городских округов, а также учреждения культуры и активисты. Свой вклад в признание республики на рынке туристских услуг внесли мероприятия по спортивному, экологическому, сельскому и событийному туризму, ряд из которых входят в Национальный туристский календарь России.
Знаковыми событиями 2017 года стало проведение первого музыкального фестиваля «Ryskealasymphony» и Фестиваля охотничьих традиций Республики Карелия.
Хочу отметить активную работу по развитию направления событийный туризм в следующих районах: Сортавальском, Калевальском, Сегежском, Кондопожском, Олонецком, в Петрозаводском городском округе, а также в Костомукшском городском округе – на спортивную тематику, что особенно актуально в последние годы.
Фестивали обеспечивают взаимодействие организаций и учреждений культуры различных организационно-правовых форм, а часто и различных отраслей, прежде всего, таких как туризм и гостеприимство, городское хозяйство, физическая культура и спорт и другие.
Республика Карелия принимает активное участие в развитии единой сети туристских маршрутов Северо-Запада России, что дает существенный стимул для социально-экономического развития региона. Республика представлена в 12 из 13 брендовых направлений «Серебряного ожерелья», таких как «Путешествие в Древнюю Русь», «По следам «варягов», «Форпосты России», «Коренные народы «Серебряного ожерелья России» и др.
«Серебряное ожерелье России» — межрегиональный туристский проект, состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих исторические города, областные центры, крупные населенные пункты Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Серебряное ожерелье России» объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.
Большая часть маршрутов включает Петрозаводск, Кондопожский, Медвежьегорский, Сортавальский и Беломорский районы. Кроме того, путешественник легко может побывать и в других муниципальных районах республики. При разработке маршрутов учитывается наличие памятников народной архитектуры, исторических и археологических объектов, центров традиционных культур, гармоничное сочетание природного ландшафта и старинных сёл и городов. Основные туристские маршруты, включенные в реестр участников
проекта, являются этнографическими или экологическими. Они знакомят с особенностями жизненного уклада и традиционными промыслами коренных народов Карелии, с живописными поморскими, вепсскими и карельскими поселениями. Гости могут принять участие в народных праздниках и сельских гуляниях, изучить национальные традиции и обряды, посетить местные достопримечательности, обучиться традиционным ремёслам и промыслам.
В Целяхпопуляризировать Республику, как территорию интересного, содержательного, захватывающего, круглогодичного отдыха, сделать востребованными все объекты   рганизованного историко-культурного и природного туризма, Министерством реализуется открытый всероссийский конкурс по созданию туристского бренда региона на основе краудсорсинга, т.е. с привлечением широкой общественности. Работа ведется при поддержке Центра территориального маркетинга (г. Москва) в рамках подписанного соглашения с
Правительством Республики Карелия.Основная цель проекта – формирование сильного туристского бренда Республики Карелии и локальных районных суб-брендов. На  сегодняшний день проделан большой объем работы. Выбрана идеологическая концепция для создания бренда – «Легендарная Карелия» или «Карелия – земля легенд, загадок и историй». Выбор был сделан, как независимым жюри, так и жителями республики Карелия, а так же экспертами по туризму.
Бренд территории – инструмент экономического и социально- политического развития. Он может задать стратегический вектор развития региона, в том числе:
— обеспечить повышение доходов и благосостояния Республики Карелия, её жителей и бизнеса за счёт развития туристической отрасли;
— достижение комплексного экономического эффекта от туризма,
— объединение ресурсов и получение синергетического эффекта,
— объединение деятельности всех участников туристской отрасли Карелии единым видением и единым смыслом и поднятие престижа туристической отрасли в республике.

(Посещений: 551 , сегодня: 1 )

Добавить комментарий

Для просмотра сайта обновите браузер.