Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия

Правление РСТ обозначило приоритетные направления работы на 2019 год

18.03.2019
На минувшей неделе в Москве прошло очередное заседание правления Российского союза туриндустрии (РСТ). В повестку дня вошли отчет о работе объединения за 2018 год, утверждение плана работы на 2019 год. Обсуждалась также позиция союза по актуальным вопросам развития туристического рынка – визовые формальности, фискальная нагрузка на бизнес, классификация средств размещения, совершенствование законодательного регулирования в сфере туризма.  Вел заседание президент РСТ Сергей Шпилько. Во встрече приняла также участие глава Ростуризма Зарина Догузова. В частности, она активно участвовала в обсуждении возможности визовых послаблений для въездных туристов.
С отчетным докладом о деятельности союза в 2018 году выступил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, союз в прошлом году активно работал над решением текущих задач турбизнеса. В частности, в связи с чередой банкротств туроператоров летом 2018 года РСТ направил в правительство предложения по изменению законодательства – ввести в функционал Ростуризма и «Турпомощи» элементы мониторинга и контроля рынка. Таким образом, наряду с механизмом компенсации ущерба туристам должен заработать и механизм предотвращения таких событий. Напомним, с сентября 2018 года, согласно изменениям в закон 132 ФЗ, Ростуризм может исключать туроператора из реестра без его официального заявления об остановке деятельности. По словам Юрия Барзыкина, если бы такая возможность была у ведомства уже в июне, когда фактически прекратил деятельность туроператор «Натали-Турс», число пострадавших и масштаб ущерба были бы меньше. «Невозможно бесконечно увеличивать ответственность туроператоров, нужны и другие меры. Например, страховые компании и «Турпомощь», согласно закону о персональных данных, не могут обмениваться списками туристов, что очень затрудняет процесс», – сказал он. Вице-президент также полагает, что с Минэкономразвития надо обсуждать не только стратегические вопросы, но и операционные. Обмен списками туристов – как раз из числа насущных.
Вице-президент РСТ считает также актуальным ускорить процесс решения «автобусного» вопроса. Здесь как минимум три проблемы. Прежде всего, так называемый возрастной ценз автобусов для детской перевозки. Правительство уже несколько лет, нередко в самый последний момент, откладывает его введение. Однако работать в таких условиях невозможно, как и невозможно бесконечно переносить решение этого вопроса.
Еще одна тема – обновление туристического автобусного парка. Дефицит техники, прежде всего, для детской перевозки, ощущается уже очень остро, при этом у компаний просто нет средств на приобретение новых автобусов. Уровень рентабельности туристических автобусных перевозок так низок, что покупка 2-3 новых машин ситуацию не спасает. Рентабельность, по словам экспертов, «возникает только с 25 автобуса». Серьезно осложняют работу автобусных компаний, а заодно с ними, и турфирм – жесточайшие штрафы со стороны ГИБДД за малейшие нарушения, которые в силу специфики туристических перевозок часто просто неизбежны.

С 1 марта вступил в силу закон об обязательных лицензиях для заказных автобусных перевозок, в том числе туристических. И теперь в течение 120 дней перевозчики должны оформить лицензии. Если это не будет сделано, то при истечении переходного периода должностным лицам грозит штраф до 50 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям – до 100 тыс., а юридическим лицам – до 400 тыс. рублей. При повторном нарушении к ним добавится конфискация транспортного средства. Но, как говорят в турбизнесе, если перед 1 июля большая часть не успеет пройти процедуру, срок введения лицензирования придется переносить. Иначе будет сорван туристический сезон, например, перевозка детей в летние лагеря.

Субсидирование туроператоров по внутреннему туризму, одним из инициаторов которого, кстати, был в свое время именно РСТ, а также распространение этого механизма на въездной туризм. РСТ также продолжит мониторинг действия курортного сбора, против введения которого активно выступала. «Мы вовремя вмешались, и курортный сбор был принят в урезанном виде. Противодействие этой непопулярной и неэффективной мере надо продолжать», – сказал г-н Барзыкин.

Президент РСТ Сергей Шпилько подробно остановился на предстоящей классификации отелей. По его словам, закон о классификации принят вполне приемлемый, рабочий, однако в нем есть несколько серьезных недостатков, требующих корректировки. Например, из перечня объектов размещения исчезли гостевые дома, есть перекос с излишней централизацией самого процесса классификации, из него практически выключены региональные органы управления, хотя опыт классификации перед ЧМ по футболу прошел быстро и эффективно во многом благодаря именно регионам. Кроме того, не менее 600 гостиниц, по словам Сергея Шпилько, сейчас «зависло», потому что они прошли классификацию в прошлом году, но не были зарегистрированы. На решение всех этих вопросов нужно время, а закон о классификации вступает в силу уже 1 июля. Сейчас предстоит классифицировать более 1 тыс. отелей, что непросто, так как механизм классификации еще не заработал. «В Минэкономразвития пообещали перенести сроки вступления закона в силу. Если это не получится, то в разгар сезона многие отели окажутся без классификации. Судя по всему, РСТ надо срочно заниматься и автобусами, и гостиницами, иначе отрасль рискует остаться в сезон без тех и других», – заметил г-н Шпилько. Есть и другие серьезные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются гостиницы. Они тоже требуют внимания РСТ. Прежде всего, имущественный налог. Например: когда пять лет назад правительство перевело расчет имущественного налога по кадастровой стоимости, то «старый» налог в размере 13 млн рублей для «Измайлово» превратился по новой форме уже в 142 млн. Благодаря московскому правительству и Сергею Шпилько, руководившему тогда московским туризмом, налог удалось снизить до 32 млн. рублей. «И хотя за последние пять лет налог успел подрасти до 62 млн. рублей, проблема сейчас в другом. С 1 января 2020 года заканчивается льготный период, и ставки по имущественному налогу вырастут в разы. Для «Измайлово», в частности, сумма составит уже 240 млн. рублей», – пояснил г-н Воробьев. По его словам, в тяжелой ситуации окажется не только его комплекс, но и вся Москва, поэтому надо срочно что-то делать – кадастровая оценка в стране выполняется по-разному, но главное, что она оторвана от реальной жизни и становится для бизнеса непосильным бременем.

Правление также подробно обсудило варианты послабления визового режима для иностранных туристов. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, ведомство должно в конце марта представить свои предложения по этому вопросу, вошедшему в число поручений президента РФ. Генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович рассказал, что один из путей решения проблемы – введение электронной визы по аналогии с паспортом болельщика Fan ID, который отлично выполнил свою задачу на Кубке конфедераций и ЧМ-2018, обеспечив фактически безвизовый въезд в Россию миллионам болельщиков из разных стран. Для получения паспорта болельщика гости заполняли анкеты с персональными данными и указывали номер билета от FIFA на посещение матча. Г-н Войтович предлагает теперь вместо номера билета на матч вводить номер электронной путевки, который предоставляет туристу российский туроператор. «Соединив путевку с электронной визой, можно реально поднять въездной поток в нашу страну», – уверен он. По словам президента РСТ, он полностью «за» этот проект, в частности, РСТ уже направил соответствующее письмо в адрес Минэкономразвития и Ростуризма. Тем не менее, г-н Шпилько уверен, что предлагать правительству надо не один, а несколько вариантов – любая мера по упрощению визового режима будет работать на пользу въездного потока. Президент РСТ, например, заметил, что предоставить право приема туристов по электронным визам можно не только туроператорам, но и коллективным средствам размещения. Большинство гостиниц, которые реально работают с въездным турпотоком, давно внесены в Единый федеральный реестр в качестве туроператоров по въездному туризму, а значит, тема оформления электронных виз касается и их тоже. «Полагаю, что и 72-часовой безвизовый транзит, и увеличение сроков действия российской визы, и активизация выдачи многократных виз – все эти варианты смягчения режима надо продвигать вместе с электронными визами», – согласен Юрий Барзыкин.

Члены правления обсудили также необходимость начать переговоры с различными системами бронирования, в частности, Букинг.ком, которые пользуясь пробелами в законодательстве, диктуют рынку свои условия. В частности, как заметил г-н Шпилько, от них необходимо потребовать отмены пункта в договорах с гостинцами о паритете цен, приведения деятельности в соответствие с законодательством РФ, взаимодействия только с классифицированными объектами размещения.

Номер RATA-news от 18.03.2019
(Посещений: 7 , сегодня: 1 )

Добавить комментарий

Для просмотра сайта обновите браузер.