Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия

Госдума приняла во втором чтении Законопроект о курортном сборе. Достижения и потери

17.07.2017

Госдума в минувшую пятницу приняла во втором чтении законопроект о введении в ряде регионов пилотного проекта по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой. Xто учли, а что оставили за бортом законодатели из предложений РСТ, РСПП и ФНПР.
Учтено:
— создается общественный совет с участием туриндустрии;
— сузился перечень объектов, на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание и благоустройство которых могут расходоваться средства, полученные от курортного сбора;
— из проекта исключено положение о возможном распространении сбора на всю страну;
— средства от сбора, в конечном счете, должны поступить в бюджеты муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент;
— отодвинуты, хоть и незначительно, сроки начала эксперимента;
— на первый год его проведения максимальная сумма сбора в расчете на день снижена со 100 до 50 рублей.
Не учтено:
— оценить расходы на проведение эксперимента;
— возложить функции взимания сбора на налоговые органы;
— сделать сумму сбора разовой, а не в расчете на день, снизив ее до 50-100 рублей;
— отложить проведение эксперимента на более поздний период, например, до завершения классификации средств размещения, и сократить сроки проведения эксперимента до двух лет.

Вопрос о начале эксперимента, законопроект оставляет на усмотрение региональных и местных властей. Точнее, законы субъектов РФ о проведении эксперимента должны быть приняты до конца текущего года, а взимать сбор можно не раньше 1 мая 2018 г. То есть, в региональных законах могут быть прописаны и более поздние сроки начала эксперимента.  Право инициировать участие территории в эксперименте и выхода из него принадлежит муниципальным образованиям. Они же вносят предложения по определению величины курортного сбора и расширению категорий лиц, освобождаемых от его уплаты, сверх перечня, предусмотренного федеральным законом о проведении эксперимента. Они же вносят предложения о конкретном перечне работ по содержанию и развитию курортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств сбора. Но окончательно этот вопрос решается на уровне субъекта РФ, в бюджет которого оператор курортного сбора перечисляет полученные средства. Они зачисляются в региональный фонд развития курортной инфраструктуры и затем в виде межбюджетных трансферов поступают в муниципальные бюджеты участвующих в эксперименте городов-курортов. В размере «не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов – в последующие годы эксперимента».
Еще одной стороной, принимающей участие в управлении экспериментом, является общественный совет, который создается при уполномоченном по руководству проведением эксперимента органе субъекта Российской Федерации. В его состав совета «должны быть включены представители операторов курортного сбора, общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента». А в функции совета, помимо общественного контроля за использованием средств фонда развития курортной инфраструктуры, входят выработка предложений по организации проведения эксперимента, формированию перечня выполняемых работ, по величине сбора, по дополнительным категориям льготников и по прекращению участия муниципального образования в эксперименте. Непонятно, правда, почему общественный совет, как и фонд, формируется на областном, краевом или республиканском уровне, когда речь идет о решении вопросов, относящихся к компетенции муниципальных органов власти, которые, по сути, и отвечают за взимание сбора. И вообще, почему средства, полученные от сбора, должны поступать в муниципальный бюджет через бюджет субъекта РФ, а не напрямую?
Поскольку на первый план в данном случае выходит изыскание новых источников пополнения бюджетов, на территории эксперимента этот вопрос решается без долгих прений. Согласно п. 2 ст. 3 законопроекта о курортном сборе объект размещения определяется как «индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания». А оператором курортного сбора становится «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях». Таким образом сложнейший вопрос вывода из теневого оборота на курортах так называемого частного сектора предлагается в рамках проведения эксперимента решить самим муниципальным образованиям. Не случайно критики законопроекта предлагали передать эти функции налоговикам и не случайно те от них категорически отказались.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что законопроект вызвал «очень бурное обсуждение в обществе, экспертном, профессиональном сообществе». Во многом благодаря этому сумма сбора в нем не та, что предлагали на первых этапах подготовки проекта (150 рублей и более), да и многие положения сформулированы иначе.
Впрочем, риски, связанные с проведением эксперимента, сильно не уменьшились. А если туриндустрия не примет активное участие в его проведении (помимо взимания самого сбора), в том числе в рамках общественных советов, если не организовать независимый мониторинг хода эксперимента, эти риски кратно возрастут.

Сергей Шпилько,
президент Российского союза туриндустрии
Номер RATA-news от 17.07.2017

(Посещений: 28 , сегодня: 1 )

Добавить комментарий

Для просмотра сайта обновите браузер.