Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия

Резолюция Ассоциации экскурсоводов Самарской области

10.07.2016

Аттестация экскурсоводов

Резолюция открытого заседания 30.06.2016г

  1. Для прохождения процедуры аттестации формируется экспертный совет с обязательным включением в него, помимо представителей исполнительной власти субъекта РФ и городского округа, профессионалов турбизнеса, а именно:
    • Представителя от туроператорской ассоциации, присутствующей в данном регионе. Например, регионального отделения РСТ.
    • Представителя от ассоциации экскурсоводов, присутствующей в данном регионе.

            Экскурсовод – профессия, которая предусматривает наличие большого количество навыков, таких как знание локальной истории во многих ее проявлениях, правильная речь, навыки общения и пр. Экскурсовод – лицо территории, и зачастую именно от его профессионализма зависит восприятие туристами (а среди них могут быть потенциальные инвесторы и резиденты территории, дети и молодежь, желающая остаться или уехать из региона), и поэтому очень важно, чтобы допуск к работе на маршруте в регионе был у настоящего профессионала. Реально оценить профессионализм при аттестации может работодатель (туроператор), специализирующийся на экскурсиях и высококвалифицированный экскурсовод (по рекомендации региональной ассоциации экскурсоводов). Участие представителя городского округа позволит сделать процедуру аттестации не формальной, отобрать тех экскурсоводов, которые презентуют территорию в выгодном для нее свете.

 

  1. Предусмотреть сдачу аттестационного экзамена и в аудитории, и  непосредственно на маршруте, с видеосъемкой фрагмента экскурсии, которая «выкладывается» на соответствующих интернет — ресурсах для возможности общественного контроля и исключения коррупционной составляющей. Дать возможность допускать работу членов экспертного совета в процедуре аттестации на маршруте заочно, при условии наличия указанного выше видеоматериала.

            Только экзамен в аудитории не может адекватно показать, насколько претендент на аттестацию работает на маршруте профессионально. Однако практика показывает, что не все члены экзаменационной комиссии могут выезжать на выездные экскурсии именно в этот день. Чтобы на практике облегчить процедуру аттестации – предлагаем сделать возможной оценку экспертом на основе видеоматериала, что также повысит  прозрачность итоговой оценки и облегчит разрешение спорных моментов.

  1. Исключить из перечня необходимых документов для прохождения аттестации экскурсоводов необходимость получения специального образования.

            Опыт получения разрешительных документов на профессиональную деятельность в других отраслях  показывает, что получение соответствующего образования зачастую сводится к получению «корочек», а не определенных навыков и знаний. На практике – прохождение соответствующих, зачастую лицензированных, курсов экскурсоводов не дает прироста реально работающих на маршрутах специалистов, т.к., к сожалению, часто учебные заведения не ставят целью трудоустройство слушателей и получения навыков, востребованных туроператорскими компаниями,  и как следствие – отсутствие у выпускников необходимых профессиональных компетенций. Во избежание излишней финансовой нагрузки на малый бизнес и экскурсоводов, в протокол внесено мнение не делать обучение обязательным, что будет ориентировать учебные заведения на качество обучения для прохождения аттестации, а не просто получение соответствующих «корочек».

  1. За единицу предмета аттестации у экскурсовода надо брать экскурсионные маршруты по соответствующим городским округам, а не в целом по субъекту федерации (республикам, областям). В противном случае, качество проведения экскурсий на удаленных от столиц субъектов маршрутах будет значительно ниже, а права «нестоличных» экскурсоводов и городских округов, не учтены.

Предполагается, что процедура аттестации будет отдана в ведение соответствующих субъектов РФ, многие из которых объединяют обширную территорию с многообразием исторических, культурных и экологических достопримечательностей и объектов. Для удобства контроля за законностью проведения экскурсий, просим за единицу контроля взять муниципальное образование. Мы понимаем, что границы городских округов и отдельных маршрутов – не всегда совпадают. Предлагаем следующую процедуру создание реестра территорий и реестра аттестованных экскурсоводов на данной территории:

  • Субъект РФ делает запрос в соответствующее ведомство каждого городского округа своего субъекта с целью выяснения вопросов: имеет ли потребность данный городской округ в аттестации экскурсоводов на маршрутах этой территории, целесообразно ли объединить аттестацию на территории с соседними городскими округами, в связи с тем, что экскурсионные маршруты проходят по нескольким городским округам.
  • Глава городского округа после соответствующих консультаций с профессиональным туристическим сообществом и органами управления территории, отвечающими за развитие туризма, готовит соответствующий ответ, и в случае принятия положительного решения разрабатывает критерии аттестации, перечень вопросов, тем и маршрутов, процедуры прохождения аттестации, которые утверждаются соответствующим субъектом РФ.
  • В случае положительного ответа, соответствующий субъект РФ делегирует соответствующему городскому округу функции проведения соответствующей процедуры аттестации, оставляя за собой надзорные функции и функции ведения реестра аттестованных экскурсоводов на данной территории.
  • Особо охраняемые природные территории (Национальные парки, Заповедники), находящиеся на территории субъекта РФ, в процедуре проведения аттестации экскурсоводов приравниваются к городским округам.
  1. Признать проблему нехватки профессиональных экскурсоводов, особенно в регионах РФ. Принять меры к их качественной подготовке. Рекомендовать отдавать приоритет при бюджетном софинансировании курсов экскурсоводов тем программам, которые содержат в учебном процессе тренинги, направленные на отработку соответствующих профессиональных навыков ведения экскурсии на конкретном маршруте. К сожалению, в настоящее время многие курсы дают лишь академические знания, а не практические навыки видения экскурсии, что не дает приток молодых профессиональных кадров в профессию.
  2. Участники Ассоциации готовы работать над дальнейшей проработкой соответствующих документов и процедур по подготовке, аттестации и контролю за деятельностью экскурсоводов и гидов-переводчиков.

            Руководитель А.П. Тукмачева +7 902 377 66 00

(Посещений: 80 , сегодня: 1 )

Добавить комментарий

Для просмотра сайта обновите браузер.